|
|
|
Так как с 1 сентября 2003
года в колледжах и техникумах Республики Беларусь введут 10-балльную систему
оценок, было решено подготовить материал о ней:
Контролирующая функция
- позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень,
которому соответствует учебная деятельность учащегося и класса в целом при
тематическом и итоговом контроле, а при текущем оценивании - учитывать проявление
индивидуальных качеств и личностного отношения к усваиваемому учебному материалу,
процессу учебной деятельности. Данная функция связана с определением учителем
путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований
образовательных стандартов и учебных программ в условиях разноуровневого
обучения.
Образовательная функция
в условиях применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует
учителя на использование разнообразных методов и средств оценивания учебных
достижений учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не только
активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую
сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки,
поскольку в учебной и оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые
эталоны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии
с его возможностями.
Стимулирующая функция
- заключается в феномене положительного оценивания "вложенного труда",
фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения (который всегда
индивидуален) путем использования диапазона отметок или баллов адекватно
установленному уровню учебной деятельности. Учет проявления индивидуальных
качеств и свойств личности при этом "снимает" состояние тревожности
и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких
результатов.
Диагностическая функция
заключается в анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной
стороны учебной деятельности, предоставлении свободы выбора как уровня усвоения
учебного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей
корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием
вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания
по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств,
позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать
его учебную работу.
Социальная функция
предполагает, что объективная оценка учебных достижений учащихся способствует
достижению определенного уровня образования, востребованного обществом и
государством, предопределенного образовательными стандартами. Уровневая
градация отметок и оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков
от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктивного) обеспечивает
дифференцированный подход к оценке процесса и результатов учебного труда
учащихся, социальную справедливость и защищенность личности в соответствии
с ее индивидуальными особенностями, возможностями и способностями, укрепляет
статус ученика в образовательной среде и социуме.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕСЯТИБАЛЛЬНАЯ ШКАЛА
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отметка в баллах
|
Показатели оценки
|
1 (один) |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала,
предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных
указаний, действий и т.д.) |
2 (два) |
Различение объектов изучения программного учебного
материала, предъявленных в готовом виде. Осуществление соответствующих
практических действий |
3 (три) |
Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный
пересказ и перечисление объектов изучения). Осуществление умственных
и практических действий по образцу |
4 (четыре) |
Недостаточно осознанное воспроизведение большей
части программного учебного материала (описание объектов изучения
с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения).
Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие единичных
существенных ошибок |
5 (пять) |
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного
материала (описание объектов изучения с объяснением структурных
связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по
образцу. Наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) |
Полное знание и осознанное воспроизведение всего
программного учебного материала. Владение программным учебным материалом
в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление
и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики,
выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний).
Наличие несущественных ошибок |
7 (семь) |
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного
материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации
(развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие
сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно
самостоятельное выполнение задании). Наличие единичных несущественных
ошибок |
8 (восемь) |
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение
программного учебного материала. Оперирование программным учебным
материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение
объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство,
подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное
выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) |
Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного
материала. Оперирование программным учебным материалом в частично
измененной ситуации (применение учебного материала как на основе
известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы
решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие
действий и операций творческого характера для выполнения заданий)
|
10 (десять) |
Свободное оперирование программным учебным материалом.
Применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные
действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию
правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация
рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и
заданий) |
Примечание. Отметка “О” (ноль) выставляется учащемуся
при отсутствии ответа, а также при невыполнении учащимся учебной программы
дисциплины (практики).
Если желаете ознакомиться ещё ближе, скачайте этот
файл. |
|
|
|